Вопрос Ответ

  1. Кому необходимо проводить предрейсовый медосмотр?
  2. Могу ли я нанять медсестру с сертификатом на право проведения предрейсовых медосмотров?
  3. Сложно ли получить лицензию на проведение предрейсовых осмотров?
  4. Кто проверяет наличие предрейсовых медосмотров водителей?
  5. Какие документы, относительно предрейсовых медосмотров, может запросить проверяющий орган?
  6. Цена на предрейсовые медосмотры?
  7. Нужно ли заключать договор на предрейсовые медосмотры водителям такси?
  8. Кто обязан проводить послерейсовые медосмотры (кому проводятся послерейсовые осмотры)?
  9. Как не проходить предрейсовые медосмотры (как избежать проведения предрейсовых осмотров)?
  10. Нужно ли проводить предрейсовые медицинские осмотры водителям погрузчиков и иной техники, работающей на складе или стройплощадке и не выезжающей за его/ее территорию?

Вопрос: Кому необходимо проводить предрейсовый медосмотр?

Ответ:

Наиболее часто задаваемый вопрос: «А нужно ли мне организовывать и проводить предрейсовые медосмотры?»
Давайте разбираться:
Согласно Закону (196-ФЗ от 10.12.1995) водители ЛЮБЫХ транспортных средств (в т.ч. грузовых и легковых), находящихся на балансе юридических лиц или ИП обязаны проходить предрейсовый медосмотр (ПМО) перед выходом на линию. При этом количество водителей и вид предпринимательской деятельности на необходимость организовывать и проводить ПМО не влияет Пример: «У меня винный магазин, и работает один водитель на Пойнтере, который развозит товар. Нужны ли мне предрейсовые медосмотры?». Ответ: Нужны. При проверке транспортной инспекции Вы получите предписание и будете вынуждены заключать такой договор, но уже на «невыгодных» условиях.

Вопрос: Могу ли я нанять медсестру с сертификатом на право проведения предрейсовых медосмотров?

Ответ:

Согласно Закону 128-ФЗ от 08.08.2001, вся медицинская деятельность, включая проведение предрейсовых медосмотров (ПМО) является лицензируемой, поэтому, организуя и проводя ПМО Вы становитесь медицинской организацией. Если хотите организовывать и проводить ПМО, наняв в штат медсестру — получайте лицензию!
Ведение предпринимательской деятельности без лицензии, в соответствии с Законом 195-ФЗ от 30.12.2001 (КоАП), Глава 14, Статья 14.1, является правонарушением и влечет наложение штрафа.

Вопрос: Сложно ли получить лицензию на проведение предрейсовых осмотров?

Ответ:

К сожалению, Сложно, Дорого и Хлопотно! Став, помимо основной деятельности, еще и медицинской организацией готовьтесь к найму, не только медсестер, но и главного врача, санитарок, а также к проверкам лицензионного комитета и Роспотребнадзора (СЭС). Внимательно изучите требования к медицинскому кабинету: две комнаты, одна из которых должна быть оборудована умывальником, медицинская мебель (имеющая сертификаты соответствия), освещение и т.д.
Одним словом, если у Вас меньше 100 единиц транспорта, лучше заключить договор с медицинской организацией, которая возьмет на себя ответвственность за медосмотры, избавив Вас таким образом от головной боли. Выйдет дешевле.

Вопрос: Кто проверяет наличие предрейсовых медосмотров водителей?

Ответ:

При наличии транспорта в организации проверить, как проводятся медосмотры, может любой внутренний и внешний (чаще, государственный) аудит. Наиболее часто наличие договора на проведение предрейсовых медосмотров требуется при проверке «трудовой» и «транспортной» инспекции. Поискать свою организацию в плане проверок можно тут.

Вопрос: Какие документы, относительно предрейсовых медосмотров, может запросить проверяющий орган?

Ответ:

Чаще всего, одного договора и копии лицензии недостаточно. Необходимо также предъявить журналы предрейсовых медосмотров и акты выполненных работ, подписанные с 2-х сторон, как подтверждение ведущейся деятельности. Наличие только договора и копии лицензии означает, что договор Вы заключили, но фактическая деятельность по нему не ведется.

Вопрос: Цена на предрейсовые медосмотры?

Ответ:

По всем вопросам вам ответят по т. (473) 257-37-24. Стоимость наших услуг зависит от количества транспортных средств, выходящих на линию ежедневно. Возможен гибкий подход с определением четкой ставки для работы медика на вашем предприятии. Можно также организовать обучение медицинских работников, рекомендованных вами, оснастить медицинские пункты на ваших объектах необходимыми оборудованием и расходными материалами.

Вопрос: Нужно ли заключать договор на предрейсовые медосмотры водителям такси?

Ответ:

Начнем с того, что с марта 2012 года «охота» за таксистами-нелегалами существенно усилилась. В соответствии с Законом №69-ФЗ от 21.04.2011 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ» с 1 сентября 2011 года все водители такси обязаны иметь лицензию на осуществление пассажирских перевозок. Таким образом, чтобы работать легально, необходимо зарегистрировать ИП или ООО и получить лицензию. А если есть ООО или ИП, и транспорт, перевозящий пасажиров (такси), то в соответствии с Законом № 196-ФЗ от 10.12.1995, должен быть договор на проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медосмотров (см. ответ на вопрос №1).
Мы предлагаем уникальную услугу — заключение договора на проведение предрейсовых медосмотров и предрейсовых технических осмотров для водителей такси за 12000 рублей в год!

Вопрос: Кто обязан проводить послерейсовые медосмотры (кому проводятся послерейсовые осмотры)?

Ответ:

С 30 марта 2014 года вступает в силу Федеральный закон №437-ФЗ от 28.12.2013 г, в соответствии с которым (Статья 1, п.3) послерейсовые медосмотры «проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов». Теперь неразберихи стало меньше!

Вопрос: Как не проходить предрейсовые медосмотры (как избежать проведения предрейсовых осмотров)?

Ответ:

Единственный способ — избавиться от транспорта. Сделать это можно: 1) продав транспорт и заключив договор на перевозки с транспортной организацией; 2) сдав транспорт в аренду без экипажа своим же водителям.
Остановлюсь подробнее на 2-м варианте. Безвозмездная аренда — дело рискованное с точки зрения налогового законодательства (т.н. «Упущенные выгоды» и проблемы «безвозмездного пользования»). Таким образом получается, что автомобиль стоимостью 500000 рублей, со сроком износа 5 лет должен быть сдан в аренду водителю за 8333 рубля в месяц. Последний обязан уплатить НДФЛ (13%), что составит 1080 рублей в месяц. Организация с этих денег заплатит еще ЕСН около 1667 рублей. В итоге, выплаты в виде налогов за каждый автомобиль, сданный в аренду составят 2750 рублей в месяц.
При этом, в соответствии с законодательством РФ, сотрудник считается водителем с того момента, как он начинает исполнять поручения руководства, связанные с управлением транспортным средством.

Вопрос: Нужно ли проводить предрейсовые медицинские осмотры водителям погрузчиков и иной техники, работающей на складе или стройплощадке и не выезжающей за его/ее территорию?

Ответ:

В соответствии с законодательством РФ (196-ФЗ, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта ПОТ РМ-008-99, п.1.1, 1.33 и т.д.) — нужно! Даже несмотря на то, что транспорт не покидает территории склада или стройплощадки, рисковать не стоит. Связано это с несчастными случаями на производстве. Если, к примеру, нетрезвый водитель погрузчика покалечит кого-либо, а медицинское обеспечение безопасности на транспорте организовано не будет, ответственность понесет руководство организации.

© Kimiya Kitani